Кадровый консалтинг.
    Подбор персонала.
    Юридические и бухгалтерские услуги.
    Санкт-Петербург
    Московский проспект, 91, офис 217
    +7 (812) 960-81-30
    ЗАКАЗАТЬ ЗВОНОК

    Изменения трудового законодательства в 2016 году

    Изменения трудового законодательства в 2016 году

    Мы помним 2015 г. начался со значительного ужесточения административной ответственности за нарушение требований трудового законодательства. Трудинспекции и прокуратура активизировали контрольные мероприятия, особенно по выявлению нарушения требований по охране труда, и тенденция эта, безусловно, сохраняется.

    1. Запрет заемного труда

    внесенные Федеральным законом от 05.05.2014 N 116-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – Закон N 116-ФЗ). Многие законопослушные и эффективные компании-работодатели использовали предоставление персонала (аутстаффинг) в целях оптимизации баланса преимуществ и рисков в условиях, скажем, не самого удобного для бизнеса рынка России. Такая возможность была тем более ценной в условиях кризиса и позволяла, расширяя использование аутстаффинга, избегать закрытия предприятий.
    Закон N 116-ФЗ свел легитимный аутстаффинг практически на нет: кадровые агентства, которые получат аккредитацию, смогут предоставлять работников в случаях временного расширения производства только на срок не более девяти месяцев. Однако в реальном производстве обычно проекты временного расширения редко удается реализовать в срок менее двух лет.
    Направление на работу компаниями, не являющимися частными агентствами занятости, по новому Закону возможно только в рамках корпоративных структур (между аффилированными лицами и участниками акционерных соглашений).
    Целая отрасль предоставления высокотехнологичных производственных услуг, чей бизнес был основан на секондменте – направлении собственных экспертов на работу к компаниям-клиентам для реализации технологических процессов (это позволяло клиентам внедрять технологии, не тратя время и деньги на подготовку специалистов, а провайдерам – эффективно защищать свое ноу-хау и сохранять рынок), оказалась лишена одного из основных инструментов бизнеса.
    К сожалению, экспертам пока не удается найти легитимной и в то же время эффективной замены “заемному” труду. Компании-пользователи не готовы принять в штат всех работников, труд которых они привлекали через кадровые агентства. По неофициальным экспертным оценкам, бизнес сможет позволить себе прямое трудоустройство не более 15 – 20% сегодняшних “агентских” работников. Переход от предоставления персонала к предоставлению услуг, если делать это на самом деле, а не просто маскировать ставшее незаконным предоставление труда работников, связан с существенным ростом издержек и изменением формата отношений, на которые пока готовы идти далеко не все клиенты. Таким образом, последствия для рынка труда могут быть самые неприятные.
    Остается только надеяться на мудрость государственных регулирующих органов, которые не будут жестко преследовать участников рынка, пытающихся найти замену запрещенному Законом N 116-ФЗ заемному труду, и тем самым добивать бизнес, и без того пострадавший от кризиса.

    2. Штрафы работодателей за предоставление служебного автомобиля

    Интерес представляют возможные изменения в подходе государственных инспекций труда субъектов РФ к отнесению к должности водителя любого лица, которому работодатель предоставил автомобиль. Последние несколько лет в отсутствие изменений в законодательстве ГИТ стали штрафовать компании за непрохождение работниками предрейсовых, послерейсовых медицинских осмотров, а также психиатрических осмотров, если автомобили предоставлялись работникам на добровольной основе в составе социального пакета. В течение последних лет суды принимали сторону работодателей, которые успешно оспаривали вынесенные предписания и наложенные инспекциями штрафы.

    4. Профстандатры

    Профстандарты – одна из главных новаций 2016 г., с июля они становятся обязательными практически для всех организаций бюджетной сферы, четко устанавливая требования к специалистам по той или иной конкретной профессии. Кадровикам придется сравнить должностные инструкции с требованиями стандартов, внести коррективы и, возможно, даже провести внеочередную аттестацию. Остальным организациям они также могут быть полезны, поскольку четко формулируют критерии и требования к работникам. Это пригодится как для подбора персонала, так и для эффективной расстановки кадров и их продвижения внутри компании.

    Как было уже сказано, в 2016 г. профессиональные стандарты для госсектора станут обязательными. В связи с этим многие работники, в частности главные бухгалтеры государственных бюджетных учреждений, не имеющие требуемых характеристикой квалификации образования или опыта работы, переживают, что будут уволены по причине несоответствия характеристикам квалификации профстандарта.
    Однако после их введения массовых увольнений по причине несоответствия квалификации работника той характеристике квалификации, которая предусмотрена профстандартом, не последует. Ведь, как указано в ст. 195.3 ТК РФ (вступает в силу с 01.07.2016), применение положений профессиональных стандартов будет обязательным только в том случае, когда ТК РФ, другими федеральными законами или иными нормативными правовыми актами РФ установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции. Например, в отношении врачей, учителей. Но они и до введения обязательных профстандартов на работу без профильного образования не принимались.